Физикам.Ру - теоретическая и практическая Физика
Домашняя Карта сайта Избранное
    • Педтехнологии
    • Разработки уроков
     Внеклассная работа
    • Подготовка к экзаменам
    • Профессиональное мастерство учителя
    • Кафедра естественных наук
    • Новости физики
    • Бесплатный банк рефератов [new!]

Моя дорога к Себе и к Другим

Нравственно-психологический практикум (личностно-ориентированный классный час)




Класс физика Монокристалл в физике


Смотрите также:
Автоматизация производства
Ремонт автомобилей
Страны мира
Психология
Логистика

 

Участники: классный руководитель, учащиеся группы, мамы, авторитетные для класса учителя.

Цели:

1) способствовать формированию у учащихся потребности в духовном росте, умения вести внутренний диалог с собой, анализировать свои поступки;

2) создать ситуацию, позволяющую раскрепостить стереотипное мышление и «примерить» разные социальные роли;

3) содействовать развитию у учащихся чувства эмпатии, понимания бесконечности дороги к себе и к другим.

Подготовительная работа.

1. Создание трех творческих разновозрастных групп. В каж¬дую группу вошли учащиеся, их мамы и наиболее авторитетные педагоги школы.

2. Каждая творческая группа проигрывает значимую для старшеклассников конфликтную ситуацию, используя методику составления «Ты-высказвания» и «Я-высказывания».

3. Сбор материалов (произведений художественной и на¬учно-популярной литературы, фотографий людей в разном эмоциональном состоянии, аудиокассет) по теме классного часа.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) выставка книг;

б) магнитофон;

в) лист бумаги и ручка для каждого участника;

г) три творческие группы сидят за тремя столиками.

Д) ноутбук, проектор.

Ход проведения.

«...И было человеку дано: совесть, дабы он сим изобличил свои недостатки. Сила, дабы он мог преодолевать их. Ум и Доброта на благо себе и присным своим, ибо только то благо, что идет на пользу ближним»

Чабуа Амирэджиби.

1. Звучит музыка Ф. Гойи «Симфония любви». Классный руководитель:

Не зря жизнь человека похожа на дорогу. Только эта дорога пролегает во времени. День за днем, час за часом мы проходим, проживаем свой путь, вырастаем и изменяемся, расцветаем и стареем. Где начало нашего жизнен¬ного пути? Конечно же, в стране Детства. Перед нами - карта страны Детст¬ва, которую мы изобразили вместе.

На доске оформлен стенд, на котором размещены детские фотографии учеников и ответы на анкету:

Продолжить предложения:

Самое первое воспоминание...

Я был...

Я хотел...

Я не понимал...

Самым главным человеком в детстве был(а)...

Меня научили...

Я в долгу перед...

Путевку в жизнь мне дали...

Это наши истоки, корни. Отсюда начинается ваш путь по Дороге к себе и другим. Благодаря людям, которые вас вырастили, зажгли свечу вашей души. Вы должны постараться, чтобы она не стала тающей свечой, а превратилась в чудесный факел.

Мы вместе постараемся сегодня прожить эти минуты так, чтобы заставить пылать этот факел как можно ярче, определив маршрут жизненного пути, Дороги, которой вы идете.

На карте изображена дорога - Дорога к себе и другим, ведущая из страны Детства. В начале дороги изображен человечек со свечей, в конце - взрослый человек с факелом, который пока «не горит».

Дорога к себе и к другим — это нелегкий, но интерес¬ный путь. Давайте задержимся на главных остановках, по¬решаем психологические и нравственные задачи, наметим будущий маршрут.

1. Послушайте идею психолога Э. Берна и попробуйте отве¬тить на вопрос: «Кто вы? Принц или лягушка?»

«Принцы» не считают себя лучше или хуже других. Они неза¬висимы и самостоятельны. У «принцев» могут быть кривые ноги, большой нос — все это не мешает им быть «принцами». Они себя все равно любят. «Принцы» никогда не притворяются, что знают всё. Они могут чего-то не знать, не уметь, но это не принижает их в собственных глазах. Они могут ошибаться, терпеть поражение, но не теряют самоуважения и уверенности в себе. «Принцы» уважа¬ют чувства других и не позволяют манипулировать собой. Они не решают за других их проблемы. Они наслаждаются своими успе¬хами, но не чувствуют при этом вины и не завидуют другим.

«Лягушки» беспомощны и зависимы от окружающих. Они не¬престанно жалуются. В отличие от «принцев», они не живут в настоящем, а «убивают время», ожидая будущее или вспоминая прошлое. Они не умеют анализировать, плохо ориентируются в происходящем, измысливают мир иллюзорный и пытаются манипулировать людьми, обвинять их. «Лягушки» во всем сомневаются — в своем праве на жизнь, в праве дышать, есть, пить, любит быть любимыми. Они чрезмерно зависят от мнения других люде; не доверяя себе. У «лягушек» в их бедах виноваты окружающие условия жизни, они разочарованы в других людях, в себе, они не ищут выхода.

Учащиеся в группах обсуждают идею Э. Берна и пытаются определить, к какой группе они относятся.

Учитель:

«Лягушками» рождаются, а «принцами» становятся. О том, как стать «принцем», читайте в книгах, представленных на нашей выставке.

2. В жизни и общении — две столбовые дороги. Одна — широ¬кая, но неосвещенная. На ней то и дело встречаются булыжники (страха и отчаяния), а иногда дорогу преграждают завалы зависти, озлобленности. Пешеходов на ней уйма, но ты все время спотыкаешься о камни отчужденности и одиночества, потому что рядом шагают только глухонемые. Прорываясь через заросли обид, вины, ты устало сталкиваешь с дороги того, кто слабее. Но, в конце концов, и тебя дорога эта вымотает и разрушит.

Вторая дорога — длинная, но светлая, на ней горят фонари веры и уверенности. У прохожих слух острый, так как они слышат не только то, что ты говоришь, но и то, что чувствуешь. По бокам красиво подстрижены газоны взаимоподдержки и выручки, а на клумбах ярко пламенеют цветы любви, доверия и прощения, уютную тень усталому путнику дают деревья взаимопонимания и душевного спокойствия. Возможно, дорога эта тоже утомит, но не разрушит. Дорога первая — это путь неконструктивного, разрушающего общения. Дорога вторая — это путь конструктивного, созидающе¬го общения. Все, кем овладел страх перед жизнью, стремятся к мучительной первой дороге. У таких проблемы с общением. Из¬бавить людей от страха и увлечь их на другую дорогу есть единственный способ: дать им возможность почувствовать себя иными, хорошими, добрыми, любимыми и интересными.

По дороге встретятся вам горы, овраги, пропасти, непроходимые ущелья, дремучие леса. Как быть? Как преодо¬леть ущелье над пропастью жизненных трудностей? (На полу мелом на¬черчена узкая дорожка вдоль стены.) Вы имеете в своем багаже веревку. Кто сможет преодолеть это ущелье? (Ученик, вышедший к доске, не мо¬жет пройти по дорожке в одиночку и просит помощи у ребят.) Значит, в одиночку с трудностями иногда не справиться. В этом нам помогают родители, учителя и друзья.

3. Классный руководитель предлагает каждой творческой группе проиграть значимую для студентов конфликтную ситуацию, используя методику составления «Ты-высказвания» и «Я-высказывания».

Учитель обращает внимание ребят на то, что все люди являются носителями разных социальных ролей (дочь, сын, ученик, девушка, юноша и т.д.) и в течение жизни у каж¬дого меняется взгляд на самого себя и других. Затем предла¬гает учащимся рассказать о том, какие изменения происхо¬дили в их восприятии жизни и окружающих.

Ученики, родители и учителя после обсуждения в группах обмениваются сво¬ими наблюдениями.

4. Классный руководитель: В общении людей очень важное место занимает любовь. Вы прочитали рассказ К.Паустовского “Снег”. Попытайтесь ответить на вопрос: “Как может зародиться любовь?”

5. Учитель просит присутствующих рассмотреть предло¬женные фрагменты картин, содержащие лица людей, находящихся в разных эмоциональных состояниях и описать эти состояния.

6. Работа с карточками: доброта, предательство, глупость, сила, лжи¬вость, честь, справедливость, ум, низость, слабость, благородство, нече¬стность, правдивость.

Вычеркнуть качества, от которых нужно избавляться, аргументи¬ровать свой выбор. Используя оставленные слова, прочитать пословицы и высказывания (пословицы с пропущенными словами записаны на обрат¬ной стороне доски):

Лучше горькая..., чем красивая ложь (правда).

Видит око далеко, а... еще дальше (ум).

...ум рождает, а бесчестье последний отнимает (честь).

...уму уступает (сила).

Злой плачет от зависти, а... от жалости (добрый).

... к себе относится строго, к другим - снисходительно (справедливый).

...человек знает только долг, а низкий человек знает только выгоду (благородный).

После разгадывания на доске на рисунке факела появляются «язы¬ки пламени» со словами «доброта», «правдивость», «справедливость», «благородство», «честность», «сила», «ум» - факел «загорается».

7. После выполнения задания классный руководитель пред¬лагает прослушать песню Б. Окуджавы «Давайте восклицать, друг другом восхищаться» и назвать ту строчку, которая более всего тронула душу.

Завершая классный час, учитель акцентирует внимание на том, что в каждой строчке стихотворения заключена муд¬рость, открывающая дорогу к себе и к другим.

Рефлексия: учитель просит поднять руку студентов, которые считают, что проведенный классный час заставил их задуматься над отношением к себе и другим.

Литература

1. Крупенин А.Л., Крохина И. М Эффективный учитель. Ростов-н/Д, 1995.

2. Леей В.Л. Искусство быть другим. М., 1981.

3. Хей Л. Целительные силы внутри нас. М., 1996.

4.Классный руководитель/Научно-методический журнал, №3,2003.

Оставьте свой комментарий:
Ваше имя:
Ваше мнение: 

Petroblueva
хорошее начало
04-10-2011 добавить


Елена
Интересные мысли. Детям и взрослым необходимо задумываться о своих корнях.
10-12-2009 добавить


Галина
Спасибо,как богата Россия талантами!
09-01-2009 добавить


Ирина
отличная разработка
02-12-2008 добавить


алла
да,Вы просто умница.
18-10-2008 добавить


Прочитать все сообщения: 8

Рекомендуем бесплатно скачать
 Банк рефератов 
 
 Читайте далее:
Литературная гостиная: «И народ не забудет простого, благородного имени - Блок»
 
Навигация:
Внеклассная работа
Классные часы
  


 
Уважаемые посетители!
Новые материалы и разделы сайта добавляются постепенно - следите за обновлениями...
     ·
 
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
 
© 2005-2019 FIZIKAM.RU - научный портал «Теоретическая и практическая Физика» · Все авторские права защищены! ©
*разрешается использование материалов сайта www.fizikam.ru только c прямой активной ссылкой на http://www.fizikam.ru